Вставки жирным курсивом - мои (А.Г.)


ИСТОЧНИК: Независимая газета - НГ Религии
ДАТА: 07.03.2000
НОМЕР: 5 (52)
АВТОР: Мария Козлова
ЗАГОЛОВОК: Будет ли теология в светских вузах?
ТЕКСТ:

Если да, то это произойдет впервые в истории российского высшего образования

ВВЕДЕНИЕ образовательного стандарта по дисциплине "теология" в высших государственных учебных заведениях, принятого для рассмотрения в Министерстве образования РФ 17 февраля 2000 г., сразу вызвало острую реакцию со стороны представителей светских вузов и ряда государственных структур.

Горячая дискуссия по рассматриваемому документу развернулась 29 февраля и на "круглом столе" "Место религии в системе государственного образования" (ей там не место!)  в Российской академии государственной службы (РАГС). В ней приняли участие представители христианских конфессий; преподаватели из МГУ, МГИМО, с кафедры религиоведения РАГС, Института философии РАН; сотрудники Госдумы, из аппарата уполномоченного по правам человека и из РАГС, Генерального штаба Вооруженных сил РФ. Вел встречу заведующий кафедрой религиоведения РАГС Николай Трофимчук.

Могут ли сосуществовать рядом две дисциплины - "религиоведение" и "теология"? Кто может быть преподавателем-теологом, а кто - религиоведом? Обязательно ли введение нового образовательного стандарта по богословской дисциплине должно за собой повлечь ликвидацию кафедр религиоведения?

Ученое собрание попыталось ответить на все эти вопросы, попыталось выявить разницу в подходах преподавания дисциплин "теология" и "религиоведение" и сформулировать отличия светского и духовного образования. В обсуждении сталкивались зачастую противоречивые мнения.

Открыл "круглый стол" заместитель начальника Управления программ и стандартов среднего и высшего профессионального образования РФ, доктор наук Валерий Аладьин. Разницу между теологом и религиоведом профессор Аладьин сформулировал так: "Теолог - это носитель знания о Боге, а религиовед лишь дает обзорное понятие о религии как о социальном феномене" (я бы сказал по другому: религиовед изучает то, что есть, а богослов - то, во что верит). По его мнению, востребованность религии в социальном плане возникла из-за идеологического вакуума в нашей стране, потерявшей коммунистическую идеологию, но на ее месте не создавшей никакой другой.

Председатель Отдела катехизации и образования Московского Патриархата игумен Иоанн Экономцев очертил грань между светским и религиозным образованием. Религиозное образование ставит своей целью готовить будущих церковнослужителей. А получение религиозных знаний, не преследующих подобную цель, можно классифицировать как светское образование. В возглавляемом игуменом Иоанном Православном университете им. Иоанна Богослова студенты получают светское образование по специальности "история" и другим дисциплинам. На вопрос, нужна ли дисциплина "теология" у нас в стране, он ответил: "Чтобы России выйти из духовного кризиса, требуется более фундаментальное изучение религиозного опыта во всех его проявлениях. И это особенно важно в связи с распространением у нас за последние годы огромного количества деструктивных сект".

По мнению игумена Иоанна, на кафедрах религиоведения нет четкой ясности, с каких позиций преподавать данный предмет: с "надконфессиональных", с "объективистских", с позиций "агностицизма" или "атеизма". В таком подходе о. Иоанн видит нарушение прав личности как они сформулированы во всем цивилизованном обществе. Он привел пример Боннского университета, где два теологических факультета - католический и протестантский. Выпускают они светских специалистов, но по дисциплине "теология". Являясь руководителем Богословского университета, игумен Иоанн направляет своих студентов и в католические, и в протестантские университеты Запада. "Я бы отправлял учиться и в мусульманские колледжи, так как там преподают люди, верующие в Бога. А вот кто преподает на кафедрах религиоведения, мне непонятно", - сказал о. Иоанн. По его мнению, в единых рамках должны иметь место православное, мусульманское и буддийское богословие.

Председатель Отдела катехизации выразил готовность сотрудничать с кафедрами религиоведения, но при этом подчеркнул, что водораздел между "религиоведением" и "теологией" проходит по линии веры в Бога. "Но не надо создавать искусственный конфликт между нами. Наоборот, нам необходимо находить язык для сотрудничества. Стандарт "религиоведение" никто не отменяет. Он остается. Недавно я беседовал с Патриархом Алексием II. Святейший сказал, что у нас нет никакого желания быть государственной религией, и выразил уверенность, что не будет никакой угрозы нашим братьям из иных христианских конфессий", - сообщил игумен Иоанн.

Он выразил уверенность и в том, что должны создаваться мусульманские духовные школы именно у нас, в России. Как пример здравого отношения к введению религиозных дисциплин в государственных школах игумен Иоанн привел слова раввина Адольфа Шаевича, который сказал: "Мы заинтересованы в преподавании православия в государственных школах, так как это приведет к снижению антисемитизма в России".

Представитель Евангельской Лютеранской Церкви в России, настоятель столичного храма Свв. Петра и Павла Дмитрий Лотов поддержал мысль православного игумена о том, что преподавать богословие должен только верующий человек. "Неверующий богослов - это абсурд. Что может сказать о Боге тот, кто не верует в Него?! По своему опыту знаю, что ни в Германии, ни во Франции теологические факультеты не стали центрами воцерковления учащихся. А наоборот, из них выходят теологи, отрицающие божественность Христа, и неверующие священники. И как альтернатива этим безбожным теологическим факультетам создаются богословские школы, где преподают верующие педагоги. Нельзя профанировать богословие, нельзя его отдать на поругание язычникам", - заявил лютеранский пастор. Но при этом он отметил, что как раз-то не нашел самого главного в обсуждаемом документе по программе "теология" - указание на обязательную воцерковленность учащихся по данной дисциплине (учащихся государственных учебных заведений, напоминаю). Также пастор Дмитрий указал на "странность документа, в котором есть явные подтасовки". "Одна из конфессий, существующих в России, а именно православная, пытается обрести статус государственной Церкви, что таит в себе опасность подавления инакомыслящих. Какие будет иметь взгляды на другие вероисповедания "теология" под патронажем Московского Патриархата?" - выразил свои опасения настоятель лютеранского храма. При этом он процитировал текст договора между Министерством образования и РПЦ МП, в котором православие, по его мнению, "отделяет себя от христианства".

Священник Римско-Католической Церкви, канцлер Апостольской администратуры Игорь Ковалевский подчеркнул, что богословие всегда носит мировоззренческий характер. "Богословие должно преподаваться в религиозных учреждениях, так как в России Церковь отделена от государства. В факультативных же группах в государственных вузах возможна дисциплина "академическое пасторство", так как богословие в первую очередь является рефлексией над верой уже верующего человека", - такова позиция представителя Католической Церкви (Разумно. Факультативно - все, что угодно).

Преподаватель Библейского богословского института им. Андрея Первозванного и Католического колледжа им. Фомы Аквинского православный игумен Иннокентий (Павлов) заметил: "Очень странно, что на "круглом столе" нет представителей Российского государственного гуманитарного университета. Ведь именно там вырабатывался обсуждаемый нами стандарт. Для богословских школ, несомненно, нужен такой стандарт. А чтобы его уровень соответствовал мировому, необходимо еще год поработать над данным стандартом на базе РГГУ, а затем уже его утверждать".

Ученые выразили иное понимание, чем священнослужители, терминов "светский" и "религиозный" применительно к системе образования.

Доктор философских наук Михаил Мчедлов убежден, что нельзя ставить знак равенства между термином "светский" и "атеистический", "неклерикальный". По его мысли, это понятие осмысляется равноудаленным как от "атеистического", так и от "религиозного". "У нас на Руси если и делается что-то новое, то обязательно есть потребность разрушить все предыдущее. Я читал записку о стандарте "теология". В ней написано, что религиоведением занимаются непрофессионалы и что фактически на кафедрах по данной дисциплине преподается атеизм. Не думаю, что так уж худо у нас религиоведение. Тому примером служит живой интерес наших зарубежных коллег к выступлениям и публикациям отечественных религиоведов. Для негосударственных вузов программа по теологии может быть рекомендована. А как обязательная дисциплина в государственных учебных заведениях она должна быть законодательно оформлена", - выразил свою позицию доктор философских наук.

Зав. кафедрой религиоведения РАГС Николай Трофимчук указал, что в предлагаемой программе основной упор делается на православие. При этом он выразил озабоченность: "Как себя будут чувствовать протестанты, католики, мусульмане России? Учитывая различные религиозные взгляды людей, населяющих нашу страну, не станет ли данная программа миной замедленного действия? Неделю назад уже была негативная реакция президента Татарстана Шаймиева по этому вопросу". Также он отметил, что в записке не затронуто, кто же все-таки будет преподавать и кому?

Доктор исторических наук, декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов отметил: "Стандарт имеет разрешительный характер. Мы же сейчас пока обсуждаем неподготовленную концепцию. Как стандарт по православному богословию, он очень хорош. Но раздел программы с названием "Религия и мир" никуда не годится. Необходимо собрать представителей авторитетных организаций - РАН, духовных школ, и общими усилиями создать Учебно-методический отдел для обсуждения данной проблемы. МГУ недостаточно подготовлен, чтобы вводить этот стандарт. Университет мог бы ввести отдельные дисциплины, такие, как "История Православной Церкви", "История Византии". Надо вычленить разумный сегмент, который мы можем профессионально преподавать. Он может иметь, по усмотрению, моно- или поликонфессиональный аспект. Для России, несомненно, именно православие является основополагающей религией, но отдавать данный предмет в руки тем, кто занимается прозелитизмом в нашей стране, было бы неправильно".

Представитель Комитета по связям с религиозными учреждениями при Госдуме Валерий Воробьев выделил два аспекта в обсуждаемой проблеме. Во-первых, может ли быть неверующий теолог? По его мнению, "изучение религиозного опыта даже лучше без переживания самого религиозного опыта".

Во-вторых, важен юридический аспект. "Я не уверен, что в Казани по этому стандарту смогут преподавать. - подчеркнул г-н Воробьев. - Вначале надо изменить закон об образовании, закон о свободе совести, и только после этого вводить в действие закон о стандарте дисциплины "теология", который в противном случае будет представлять мину замедленного действия".

Представитель Московского государственного института международных отношений Владимир Глаголев сказал: "Только один стандарт "православная теология" для наших студентов не годится, так как в странах, где работают выпускники МГИМО, исповедуются самые разнообразные религии... Несомненно, могут быть в институте факультативные курсы по православному, католическому и протестантскому богословию".

Профессор кафедры философии религии и религиоведения МГУ Зульфия Тажуризина обратила внимание собравшихся на то, что за последнее время появилось достаточное количество публикаций молодых исследователей, еще студентов, которые носят открыто "атеистический характер". В них говорится о православии как о "феномене мракобесия". По ее мнению, антиклерикальные идеи все с большей силой будут захватывать общество в ближайшее время. И если ввести в государственные вузы дисциплину "теология", то это может вызвать дополнительную конфронтацию по линии "Православие и образование: кто кого?". (Точно-точно)

Представитель аппарата уполномоченного по правам человека Михаил Одинцов выразил недоумение в адрес Министерства образования. В стандарте "Государственное образование по программе теология" у него вызвала недоумение мысль о необходимости "опереться на теологов в борьбе с темным сектантством". Михаил Одинцов привел слова из дневников Патриарха Алексия I (Симанского): "Упадок духовного образования в России в начале XX в. был вызван его обязательным преподаванием в общеобразовательных школах. Государственные школы должны быть вне религии" (правильно!). А из данного документа, по мнению Михаила Одинцова, следует, что "документ также отличается агрессивным тоном. Такое впечатление, что его составлял выпускник семинарии первого класса. Но поезд еще не ушел. Необходимо привлечь представителей из правовой сферы, так как этим документом в его нынешним виде мы нарушаем и отечественное, и международное законодательства о свободе совести".

Старший научный сотрудник Института философии РАН Лев Митрохин считает, что стандарт хотят ввести, чтобы "сделать православие карманной религией". "Но, проиграет и Церковь, и государство. Вне всякого сомнения, у православия колоссальная заслуга перед Россией. Но с самого начала вся эта акция была политизирована", - уверен Лев Митрохин.

На многочисленную критику со стороны ученых и госслужащих ответил один из составителей стандарта "теология" - преподаватель Свято-Тихоновского богословского института священник Константин Польсков. Он сказал: "У вас на руках сырой документ. Речь не идет об обязательном богословском образовании в государственных вузах. Было лишь принято направление "теология", а когда будет проделана работа Учебно-методического отдела, тогда и будет выработан стандарт. Студентов будут разделять по принципу научного интереса".

Вопрос о богословском образовании возник в 1993 г. в светской среде. В Свято-Тихоновский институт стали обращаться за помощью из московских вузов, в том числе и из технических (каких-таких технических, интересно знать?). "Богословие, несомненно, имеет востребованность. А кадры у нас есть. Из 300 наших преподавателей только 25 священнослужителей, а остальные миряне", - сообщила сотрудник института Татьяна Кудрина.

Не остались в стороне и российские военные. Начальник Группы по связям с государственными органами, общественными организациями и религиозными объединениями (Генеральный штаб Военно-морского флота) капитан 1 ранга Сергей Мозговой привел известные ему факты попыток замены предмета "религиоведения" "историей Русской Церкви". "Мне понятно опасение представителей РПЦ, что под вывеской "религиоведения" будет преподаваться "научный атеизм". Но, на мой взгляд, этого уже давно не происходит. Я сам учился на кафедре "религиоведения" в РАГС и ни разу не слышал выпадов в адрес какой-либо конфессии. Этого не скажешь о преподавателе Свято-Тихоновского института профессоре Александре Дворкине, в выступлениях которого звучит ненависть к людям иного мировоззренческого выбора", - сказал капитан 1 ранга Сергей Мозговой.

"Круглый стол" выявил наболевшие вопросы. Есть надежда, что они будут решены с наименьшими потерями для всех заинтересованных сторон - для верующих богословов всех конфессий и для светских ученых. А утверждение стандарта "теология" не нарушит Конституцию и другие нормативные законодательные акты РФ.

НГ Религии N 5 (52) 07.03.2000